Наше интервью

Публикуем свое интервью для журнала Veter. Мы отвечали на эти вопросы в конце 2021 года. Сейчас многое уже изменилось, но мы уверены что наш опыт и честные ответы могут быть интересны и полезны увлеченным цветоводам.
— Расскажите о том этапе в жизни, когда ты решили связать свою деятельность с цветоводством. Поделись своей историей
— Изначально мы планировали купить земельный участок для строительства загородного дома и обустроить прилегающий земельный участок декоративными растениями – кустарниками, деревьями и многолетниками. Однако, в интернете мы нашли американского цветочного фермера Эрин Бензакайн (Floret Flower), мы настолько вдохновились красотой и великолепием цветов, которые она выращивает, что в 2017 году параллельно со строительством дома мы создали цветочную ферму Fluffy Flower. Мы имели некоторый опыт в выращивании цветов, поэтому уже в первый сезон смогли добиться результатов и привлечь аудиторию.
— В чем заключается философия вашего проекта,
что отличает вас от других проектов?
— В основе нашей философии любовь к земле и растениям. Мы верим в то, что если следовать за мечтой, то несмотря на все трудности, она станет реальностью. Особое внимание мы уделяем экологичности: в обращении с землей, с людьми, которые с нами работают, клиентами. Для нас важно, чтобы наша деятельность, помимо красоты, не наносила вреда окружающей среде. Ресурсы земли на исходе, дальше жить в кредит нельзя и нужно менять свое отношение и во флористике тоже .Мы используем только органические методы выращивания. Нам важно показать, что цветы должны быть не только красивыми, но и безопасными.

На примере своего дела нам хочется показать, что цветочное фермерство- это уважаемая, требующая высокой квалификации профессия, за которой стоит будущее цветочной индустрии. Что не нужно стыдиться испачкать руки в земле и высоко ценить свой труд.
— Сколько времени у вас занял процесс от идеи
до реализации и какие этапы вы прошли?
— Мы начали в 2017 году с 3-х соток. Первый сезон и этап было попробовать получится ли у нас вообще что-то вырастить и что подойдет к нашему климату. На следующий сезон мы купили участок в 17 соток и высадили 8 соток георгин. Далее мы поставили несколько сезонных теплиц.

Спрос на цветы рос, и мы приобрели еще один участок. К этому сезону мы закрыли большую площадь теплицами и построили домик для работ вне сезона цветения. Очень тяжело в нашем климате работать без помещения. Там мы делим и проращиваем георгины и ведем все работы по интернет магазину посадочного материала. В планах этого сезона было приобрести собственный автомобиль для доставки и поставить круглогодичную теплицу. Но сезон оказался очень сложным из-за погодных условий и мы заработали ровно половину от запланированного. Но и получили опыт, который, уверены, поможет нам выполнить план в следующем году.
— Какой бюджет вы заложили на эти этапы?
Совпал ли он с реальностью?
— Сначала мы не закладывали большой бюджет на это дело, Мы купили участок под строительство дома и выделили там 3 сотки. Три последующих года мы работали на основных работах и вкладывали в развитие проекта все свободные деньги. У нас также до сих пор есть невыплаченный кредит, так что наши бюджеты постоянно дефицитные. 2 последних года я ( Инна) работаю только на ферме, а у Кости есть основная работа
— Возможно ли сейчас начинающему агроному
пройти где-либо обучение? Учились ли вы?
— Обучение растениеводству со специализацией в цветоводстве можно пройти в Тимирязевской сельхоз академии и многих других сельскохозяйственных вузах России. У нас нет профильного образования. Многое мы изучали по книгам, блогам американских фермеров. У Кости был практический опыт выращивания растений и цветов – в школьное время он много этим занимался. После первого года работы мы выиграли стипендию на обучение у американского фермера Эрин Бензакайн (Floret). И это, конечно, очень сильно помогло нам выйти на новый уровень и помогает до сих пор.
— Приобретая опыт в этой нише, какие ошибки вы совершили?
— Наши ошибки можно разделить на 2 категории.

Первая связанна с выращивание- неправильные условия, неподходящие культуры, неправильное возделывание почвы.

Вторая категория ошибок связанна с работой магазина посадочного материала. У нас большая страна и угадать со сроками посадки для всех невозможно, также как и предсказать, как поведет себя растение в другом климате. Мы учимся вместе с нашими клиентами. Но такие ошибки стоит совершать, чтобы потом двигаться дальше в правильном направлении
— Кто она - ваша аудитория? Какие механизмы продвижения вы выбирали, чтобы рассказать о вашем новом проекте?
— Наша аудитория делится на 3 части: любители сезонных цветов, которые покупают цветы для себя, садоводы-любители и цветочные студии и декораторы Москвы. Первым выходом в свет было участие в фестивале Veter Magazine в 2017 году. Большое вам спасибо, что поверили в нас, это очень сильно помогло! Тогда о нас многие узнали, мы продали все до последнего цветка.

Дальше сарафанное радио сделало свое дело. Также Инна обучалась на курсах флористики, это помогло влиться в среду флористов, обзавестись контактами и лучше понимать их желания и потребности. Мы сразу запустили сайт и инстаграм. Никакими особенными способами продвижения не пользовались, но сейчас задумываемся над продвижением магазина семян
— Вы работаете только с оптом и флористами или
частное лицо тоже может купить у вас срезку?
— С мая по октябрь мы собираем воскресные букеты и моно- банчи и доставляем по Москве. Но большую часть цветов продаем оптом
— На что вы опирались при первоначальном выборе цветов для высадки? Осталась ли эта выборка первоначальной и сегодня?
— Мы изучали советы опытных иностранных фермеров о выращивании самых простых культур для начинающих. Информации в свободном доступе много. Главным критерием успеха тут является качественный посадочный материал, которого, к сожалению, в России не достать.
— Какие цветы и растения можно найти у вас на ферме
— Мы выращиваем порядка 40 наименования однолетних растений: циннии, космос, наперстянка, астры, дельфиниум, множество разных трав. Но основные и самые любимые наши цветы – далии или георгины, они занимают 80% ассортимента. Из многолетников у нас растут розы и посажено около 1000 кустов пионов. Но их цветения еще ждать пару лет
— В какие месяцы длится ваш сезон? Вы работаете только с открытым грунтом или с теплицами также?
А главный вопрос: что же зимой и в холодное время года?
— Сезон цветения у наших цветов с мая по октябрь. В октябре мы выкапываем, моем, сушим. Делим и укладываем на хранение около 4000 клубней георгинов. Этот этап работы самый сложный, холодный и изнуряющий. Длится примерно до декабря. В некоторые сезоны заканчивали и в январе.

С началом зимы мы открываем магазин семян, это большая часть нашего дела. Здесь тоже много кропотливой работы по их сортировке, упаковке и отправке. С февраля мы начинаем высаживать рассаду однолетников. В марте- апреля достаем с хранения клубни далий, отправляем то, что было продано через магазин и начинаем их проращивание. За зиму мы проводим несколько обучающих встреч и ведем большую работу по планированию нового сезона и закупкам посадочного материала.

Мы работаем с открытым грунтом и сезонными, неотапливыемыми теплицами.
— В чем сейчас, для вашего проекта, уже имеющего свою аудиторию и покупателей, состоит главная трудность / сложности в работе или развитии?
— Наша самая большая трудность - это климат. Переменчивая нестабильная погода и очень короткий сезон. Мы нашли "своих" покупателей цветов и очень ценим работу с ними. Но с другой стороны, порой мы получаем отрицательную реакцию от тех, кто хочет начать с нами работать, не совсем осознавая, что мы не классическая цветочная база с устоявшимся ассортиментом и поставками с голландских бирж.

Мы выращиваем "медленные" цветы, цветение которых порой предсказать и прогнозировать очень сложно. Нас также расстраивает, что появляющиеся новые цветочные фермы начинают выращивать цветы, не задумываясь об их грамотной реализации и в пик сезона сильно снижают цены, таким образом уменьшая ценность своего труда и труда других фермеров. В данный момент это не влияет на нашу работу, но так быть не должно.
— Может ли небольшая ферма конкурировать с рынком бирж цветов, или наши фермы ввиду климата останутся навсегда нишевой историей?
— Небольшая ферма не сможет конкурировать с цветочными биржами. Это только формирующийся и непостоянный рынок. Цветочные фермы работают на свою постоянную и конкретную аудиторию. Они не будут доступны всем и каждому.
— Каков объём вашей фермы? Сколько цветов единовременно выращиваете? Сколько таких циклов удаётся реализовать за год?
— Наша площадь около 40 соток. На одном и том участке земли, особенно в теплицах, мы порой высаживаем до 3-х культур за сезон : например, весной это ранункулюсы и анемоны, летом георгины, а в осень сажаем тюльпаны и др луковичные. Разные растения дают разное количество цветов за сезон. Например тюльпаны по 1 цветку, а георгины до 15.

Всего на нашей ферме ежегодно выращивается около 6 тыс однолетних растений, около 4 тыс растений георгин и примерно 1 тыс пионов, которые набирают силу и пока не цветут.
— Какие ваши основные регулярные затраты?
Какой из них самый значимый?
— Основные регулярные затраты – это оплата наемного труда 2 сотрудников и водителя, закупка посадочного материала. Также мы постоянно расширяемся и инвестируем все заработанные деньги в развитие: строим теплицы, фермерский дом, где можно будет работать круглогодично, а сотрудники могут оставаться на зиму; культивируем и осваиваем подмосковную глину, так как чтобы она была пригодна для выращивания туда надо внести немало камазов песка и перегноя, а это очень дорого! Ну и налоги и патенты для сотрудников никто не отменял.
— Поддерживает ли сегодня фермеров государство? Каким образом? Есть ли льготы на землю, электроэнергию, налоги?
— Государство поддерживает овощеводство, цветоводство же остается той областью, которая полностью лишена государственной поддержки.
— Цветочные фермы существовали в центральной полосе России раньше? Если нет - почему? Если да - почему их никто не знал?
— Цветочная ферма – это понятие широкое, так как можно иметь несколько грядок под открытым небом и называть себя так, а можно и большие отапливаемые цветочные комплексы, которые работают в Подмосковье и заняты например выгонкой тюльпанов к 8 марта, а летом - лилий и хризантем.

Цветочные хозяйства (или комплексы) существовали в средней полосе России еще с советских времен, некоторые из них уцелели и работают сейчас, а некоторые были построены заново. В основном такие хозяйства предлагают достаточно одноообразный ассортимент, который расходится по оптовым цветочным базам, поэтому конечному клиенту и флористам о них мало известно.

Цветочные фермы тесно взаимодействуют с конечными клиентами и флористами, продвигая себя через Инстаграм, становятся ближе и заметнее для широкой публики
— Какой, на ваш взгляд, самый благоприятный регион России для выращивания цветов и почему?
— Самый благоприятный регион на наш взгляд – это Краснодарский край благодаря более мягкому климату и плодородной почве.
— Сколько человек работает на вашей ферме?
— У нас работает 2 наемных сотрудника, водитель на доставке. Руководит этим один человек (Инна), Костя работает в свои выходные от основной работы.
— Рассматриваете ли вы альтернативные источники энергии для ваших теплиц? Насколько это целесообразно экономически?
— Альтернативные источники в виде солнечных батарей использовать невозможно, слишком мало солнца в Подмосковье, дорогая и маломощная установка, не способная отопить теплицу.

Если говорить об альтернативе солнечного обогрева в сезон, то наиболее доступным источником тепла можно назвать газ и древесные пеллеты (если нет подключения газа). Однако всесезонная теплица – это капитальное строение и с учетом системы отопления стоимость такой конструкции составляет около 3-4 миллиона рублей для площади порядка 200 квадратных метров. Это конечно недешево, но мы думаем над реализацией подобного проекта.
— Расскажите весь путь вашего цветка от зёрнышка
до конечного покупателя?
— Семена мы закупаем у иностранных поставщиков, подготовливаем к посадке (стратификация (если нужно) и замачивание) и высаживаем на рассаду в теплицу, после 3-4 недель мы пикируем рассаду, рассаживая по индивидуальным ячейкам.

После этого еще через 2-3 недели производим высадку в открытый грунт, в который предварительно вносим удобрения, раскладывем полив и агротекстиль. После высадки – уход, прополки, полив, опрыскивание от вредителей и прищипывание для стимулирования ветвления и увеличения количества цветоносов (для отдельных культур). По мере цветения мы производим срезку, упаковываем цветы и передаем их водителю в баках для развоза.
— Из чего складывается стоимость цветка?
— Стоимость цветка складывается из себестоимости, наценки, которая может меняться в зависимости от месяца. В себестоимость входят : посадочный материал, подготовка почвы (навоз, удобрения, полив, агротекстиль, средства защиты), стоимость наемного труда и доставки.

Все эти расходы мы считаем для однолетних культур и многолетних (пионы, георгины).
— Каким вы видите будущее цветочных фермерских
хозяйств в России?
— Мы не думаем, что Россия станет цветочной державой в ближайшей перспективе, хотя в Краснодарском крае есть все предпосылки для этого. В первую очередь, из-за неупорядоченности рынка, низкой рентабельности, отсутствия субсидирования и высокого порога входа для профессионального выращивания в отапливаемых теплицах, так как большая часть страны находится с умеренном климате.

Небольшие цветочные фермы открытого грунта в России будут появляться и расти, однако устойчивость такого бизнеса под вопросом – сезон очень короткий и непредсказуем, очень редко удается заработать достаточно денег, чтобы обеспечить себя в межсезонье и инвестировать в развитие. В основном данное направление существует благодаря личному энтузиазму и увлечению.
— Какие цели вы и ваш проект ставите себе на ближайшее будущее?
— Мы приняли решение инвестировать в качественный рост – отбор наиболее продуктивных сортов, оптимизация посадок, рост закрытых посадок в теплицах. Всесезонное выращивание и строительство отапливаемой теплицы также в планах. Хотим заняться обучением, чтобы иметь постоянный доход в межсезонье.
Быть на связи:

Inst@gram @fluffyflowerfarm